Школа мелкой моторики

Новые статьи

Влияние почерка на работу мозга

Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.

День Письма от Руки (День Почерка)

23 января отмечается День Письма от Руки (День Почерка) - хороший повод для того, чтобы ещё раз обратить внимание на растущие проблемы, связанные с письмом от руки.

Список статей

Дети с тренированной моторикой лучше усваивают навыки письма!

Интересен не шрифт, используемый при письме, а сам процесс письма.

Уроки чистописания для учеников начальной школы - тяжелая работа! Она начинается с первых, ещё неуверенных, попыток провести прямые вертикальные линии и заканчивается освоением букв алфавита.

Это не секрет для таких опытных специалистов как г-жа Бригитте Бушек (Brigitte Buschek), правительственный советник и член городского Школьного Совета г. Вены.

«В начальных классах зачастую у детей возникают проблемы в изучении навыков письма, которые могут вылиться в проблему для всего последующего обучения!»

Чтобы подтвердить недопустимость этого, в трёх школах г. Вены среди учеников начальных классов был запущен и осуществлён научно-исследовательский пилотный Проект. Девиз Проекта: «Альтернативные методы помогают детям научиться писать быстро и без особых усилий».

«На практике ровное и плавное письмо представляет собой контролируемое самим пишущим воспроизведение текста на бумаге, причём скорость письма должна быть высокой», - объясняет д-р Кристиан Марквардт*.

Поэтому очень важно изучить моторные навыки детей, которые только учатся писать. К сожалению, мои наблюдения и исследования за последнее десятилетие подтверждают, что та роль, которая отводилась усовершенствованию внешней формы (т.е. внедрение новых видов шрифта при письме) в качестве желаемого результата обучения, была слишком переоценена школьными кругами в предшествующие годы.

Это привело к нежелательным последствиям. «Потому что теперь дети, пытаясь написать буквы максимально близко к шаблону, испытывают значительное напряжение, при этом они вынуждены затрачивать немалое время на отдельные движения руки при письме - поэтому зачастую они не пишут, а как бы «рисуют» буквы. Результат - дети быстро устают. Если бы ребёнок учился писать точно таким же образом, как он до этого научился ходить, то можно было бы сказать, что здесь он тоже «спотыкается и падает».

Умение красиво писать придет к ребёнку позже - с развитием и совершенствованием его моторных навыков. А сейчас необходимо сделать важное заключение: «Существуют другие способы, как выработать у детей равномерный, плавный и разборчивый почерк».

Данную идею приветствует и д-р Маргит Хайссенбергер (Margit Heissenberger), руководитель Венской Высшей Школы Педагогики (PH Wien) и признанный эксперт в области образования.

«Мы исходим из того, что проблемы почерка частично объясняются самими методами обучения письму». Поэтому специалисты PH Wien провели собственные дополнительные исследования в рамках указанного выше пилотного Проекта.

150 детей стали участниками пилотного Проекта

 

В тесном сотрудничестве со школьными педагогами 23 округа Вены д-р Марквардт с помощью специальной компьютерной программы несколько раз в течение учебного года проводил мониторинг приобретённых навыков письма у 150 учащихся, а также делал подробный анализ динамики движений руки ученика при написании текстов.

При этом д-р Марквардт вносил коррективы в программу обучения, чтобы ученики могли быстрее выработать более плавный почерк. Как минимум один раз в неделю на занятиях по чистописанию преподаватели проводили упражнения по развитию моторных навыков.

Закономерный итог: По сравнению с учениками контрольных классов (где дополнительная тренировка моторных навыков не проводилась), у учащихся в испытуемых классах были зафиксированы более высокая скорость записи, более плавные движения кисти руки и существенно меньшая сила нажима в процессе письма.

 

Вывод: Дети с тренированной моторикой лучше усваивают навыки письма!

 

Диаграмма 1

 

Дополнительные исследования Венской Высшей Школы Педагогики - при письме дети испытывают большее удовольствие!

Параллельно специалисты Высшей Школы Педагогики PH Wien провели опрос педагогов, учащихся и их родителей. Вывод: после тренинга дети испытывали большее удовольствие при письме, чем до него; около 95 процентов педагогов и родителей подтверждают однозначно положительный эффект от проведённых занятий. Это же подтверждает и д-р Хайссенбергер: «Сейчас при обучении школьников письму по-прежнему практикуется традиционно-формальный подход. Мы будем использовать полученные результаты исследований в различных областях профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей».

Результаты показались убедительными и для Бригитты Бушек из городского Школьного Совета Вены. «Чем раньше мы начнем занятия по развитию у школьников моторных навыков, а именно научим их правильно двигать рукой при письме, тем выше будут общие результаты. Я думаю, что следовало бы начинать эту работу уже в детских садах».

 

Инвестиции в будущее

 

Себастьян Шванхойссер, возглавляющий группу компаний STABILO и являющийся инициатором этого пилотного Проекта в Вене, убеждён, что «для всех его Участников это принесло пользу». Уже несколько лет STABILO поддерживает и развивает интенсивные контакты с учеными и педагогами. «Благодаря этому мы многое узнали, что позволило нам создать за прошедшие годы серию эргономичных пишущих инструментов для учащихся. Мы также разработали целый ряд учебно-методических материалов. Мы хотели бы продолжить работу в этом направлении и добиться того, чтобы знания, полученные нами в области графомоторики, нашли повсеместное применение на школьных уроках», уточнил Себастьян Шванхойссер цель своего предприятия.

 

*Справка: Концерн STABILO International является составной частью холдинга Schwanhäußer Industrie Holding GmbH & Co. KG, всемирно известного производителя пишущих инструментов. На расположенных по всему миру предприятиях концерна в 2012 году было занято 4.280 сотрудников.

Д-р Кристиан Марквардт в течение многих лет занимается исследованиями моторных основ процесса письма. Он получил докторскую степень на факультете медицинской психологии Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана по теме «Кинематический анализ движения».

С 1990 года он является членом рабочей группы клинической нейропсихологии в клинике Мюнхен-Богенхаузена. Вместе со своей командой доктор Марквардт разработал специальную компьютерную программу «SchreibCoach», анализирующую моторику в процессе письма.