Школа мелкой моторики

Новые статьи

Влияние почерка на работу мозга

Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.

День Письма от Руки (День Почерка)

23 января отмечается День Письма от Руки (День Почерка) - хороший повод для того, чтобы ещё раз обратить внимание на растущие проблемы, связанные с письмом от руки.

Список статей

Факты по теме «Почерк»

Отмирает ли необходимость в хорошем почерке?

Эксперты призывают: Школьники нуждаются в ещё большей помощи в данном вопросе.

 

В большинстве штатов США традиционное обучение письму с помощью пишущих инструментов больше не входит в обязательную программу для школьников начальных классов. Теперь многие американские дети осваивают написание текста при помощи клавиатуры компьютера.

В Германии, Австрии и Швейцарии традиционные навыки письма также оттесняются на второй план. Именно поэтому эксперты призывают улучшить обучение письму именно в школах. Причина этого вполне понятна: существует тесная взаимосвязь между хорошими навыками письма у ребёнка и его успехами в учебе в целом.

 

В США новые национальные планы школьного образования вызвали жаркие дискуссии вокруг необходимости выработки почерка у детей. Специальный циркуляр, который ратифицировали уже 45 из 50 американских штатов, указывает, что обучение навыкам традиционного письма больше не является обязательным. Новые «Общие Стандарты Дошкольного и Среднего Образования» позволят американским школам самим определять, каким способом научить школьников читать и писать. В результате этого лишь некоторые американские образовательные учреждения, хранящие верность традициям, всё ещё придерживаются существующих программ обучения письму, сообщает газета «Washington Post», а большинство других - уже нет.

«Традиционное обучение письму, до этого рассматривавшееся в США в качестве одного из столпов начального образования, уже в течение многих лет исчезает из школьных классов. Сейчас, после того, как большинство штатов приняли новые национальные стандарты, которые более не обязывают в обязательном порядке проводить обучение письму, оно вскоре будет полностью вытеснено из большинства государственных школ», - заранее предсказывает издание. Ведь всё больше число школ в США опирается в основном на компьютерное обучение и, как следствие, на ввод текста с помощью клавиатуры. Это стало поводом для следующего комментария «Вашингтон Пост»: «Для большинства американских школьников рукописный текст скоро станет таким же чуждым и непонятным, как египетские иероглифы».

Однако теперь нарастает и сопротивление такому ходу развития. Некоторые штаты, в числе которых Калифорния, Джорджия, Массачусетс и Айдахо, пытаются спасти ситуацию с обучением детей традиционному письму с помощью законодательных инициатив. Национальная ассоциация отделов народного образования (The National Association of State Boards of Education), ассоциация представителей государственных органов управления образованием, также больше не собирается сидеть, сложа руки, и безучастно наблюдать за отмиранием традиционного письма. Ассоциация инициировала информационную компанию, призванную чётко продемонстрировать преимущества традиционного обучения письму. В ней специально подчеркивается, что существует тесная взаимосвязь между умением писать вручную и общей успеваемостью.

Даже несмотря на то, что в Германии сейчас, как и прежде, в учебных планах Конференции Министерств Образования земель ФРГ действуют нормы о том, что дети в начальной школе должны научиться «непринужденно писать и написанное при этом должно быть легко читаемым» - проблема того, что традиционное письмо оттесняется на второй план, существует и в немецких школах. Так, недавно Союз Учителей и Преподавателей Баварии (BLLV) сетовал на то, что даже ученикам начальных классов всё труднее и труднее удаётся демонстрировать ровный и легко читаемый почерк. «В эпоху компьютеров и мобильных средств коммуникации ученики гораздо больше практикуются в использовании клавиатуры, чем в традиционной записи в тетрадь. Это не остаётся без последствий: почерк становится чем-то второстепенным», - заявил недавно президент BLLV Клаус Венцель. «Со своей стороны мы не можем более мириться с всё возрастающей угрозой потери этого важного и основополагающего достояния нашей культуры».

Ему вторят и представители немецкой Ассоциации Образования и Воспитания (VBE). Они предупреждают при этом, что сам процесс выработки собственного почерка должен приносить радость ученикам на протяжении всего курса начальной школы. «Недопустимо рассматривать выработку у учащихся ровного и легко читаемого почерка, как что-то несущественное - считает Михаэль Гомолциг (Michael Gomolzig), пресс-секретарь VBE в земле Баден-Вюртемберг. По его словам, одна треть мальчиков и десять процентов девочек к концу обучения в начальных классах имеют неразборчивый почерк. Необходимо принять против этого более серьезные меры. «Конечно, школа не должна вернуться к педантичному чистописанию, однако необходимо интенсивно работать над тем, чтобы показать преимущества ровного и легко читаемого почерка, как выражение индивидуальности ученика» - подчеркивает представитель VBE.

День Почерка

 

Почти все молодые люди сегодня имеют доступ к цифровым средствам коммуникации - и активно используют их.

 

Приведённый выше вывод VBE подтверждается данными опроса, проведённого среди учителей средних школ представителями компании STABILO (Нюрнберг), которая является одним из крупнейших в мире производителей пишущих инструментов. В ходе опроса каждому из преподавателей было предложено дать усреднённую оценку того, как пишут их ученики, по шкале от единицы («очень разборчиво») до пяти («неразборчиво»).

После обработки соответствующих результатов был получен средний результат, равный 3.1. При этом 84 процента учителей средних школ (и 98 процентов опрошенных учителей начальных классов) отметили у своих учеников «общие проблемы с моторикой, концентрацией, и т.п.» в качестве причины неразборчивого почерка.

Две трети учителей средних школ (соответственно, 80 процентов учителей начальных классов) в качестве причины этого указали «постоянно увеличивающееся использование учениками ПК, мобильных телефонов и т.д.», причём плохим почерком отличаются в основном мальчики.

При этом почти 80 процентов опрошенных учителей средних школ считали чёткий и разборчивый почерк своих учеников «важным» или даже «очень важным» преимуществом, особенно применительно к их будущей профессии.

Результаты школьных собеседований при зачислении в начальные классы выявили трудности, с которыми сталкивается часть детей уже в дошкольный период: например, после недавнего исследования в Тюрингии у каждого десятого первоклассника были выявлены недостатки в развитии навыков мелкой моторики.

«В школе все говорят, что у учеников проблемы с почерком существуют уже давно. Учителя жалуются, что дети не обладают достаточной моторикой (и это сказывается на их внимательности в процессе обучения), родители здесь беспомощны, а сами ученики разочарованы», - говорит исследователь моторных функций доктор Кристиан Марквардт (Christian Marquardt), Советник недавно созданного Института Графомоторики в Херольдсберге (Schreibmotorik Institut, Heroldsberg).

Поэтому исследования в данной области должны продолжаться. Это послужило толчком к началу дебатов о том, сможет ли устранить эти трудности введение нового Единого стандарта чистописания, который призван заменить используемые сейчас в начальной школе три стандарта - т.н. «Латинский», «Школьный» и «Упрощенный».

Но тогда почему бы нам вообще не отказаться от положения, сформулированного в учебных планах Конференции Министерств Образования земель ФРГ о том, что дети в начальной школе должны научиться писать «легко и разборчиво», а вместо этого лучше научить их «быстрому и грамотному» вводу текста с клавиатуры?

«Для большинства детей это всё равно привело бы к серьезным недостаткам», - считает профессор педагогики, профессор д-р Гуидо Ноттбуш (Guido Nottbusch) из университета Потсдама. Ведь существует тесная взаимосвязь между умением писать вручную и успешным обучением в целом.

В крайнем случае, для очень небольшой группы учеников с серьезными проблемами графомоторики, но в том же время имеющих физические возможности для написания текстов вручную, использование клавиатуры может оказать дополнительную посильную помощь.

Профессор Ноттбуш считает: «Без навыков написания вручную в начальной школе не обойтись».

К тому же в настоящее время появились многочисленные исследования, которые подтверждают, что дети гораздо легче учатся читать и писать (включая правописание), если они правильно выработали почерк – притом гораздо лучше случаев, когда они только вводили текст с клавиатуры.

Более того: есть факты, подтверждающие связь между выработкой учениками правильного почерка и их способностью письменно излагать свои мысли, писать сочинения и т.п..

В конечном счете, выработка хорошего почерка способствует развитию и речевых способностей ребёнка - не в последнюю очередь из-за того, что дети хорошо помнят радость от своих успехов при выработке почерка.

«С педагогической и психологической точек зрения, высокие требования к моторике, техническим и языковым аспектам написания текста в рукописной форме делают хороший почерк абсолютно незаменимым», говорится в недавнем исследовании «Значение почерка в контексте цифровых технологий», проведённом учёными Института Цифровых Медиа-Технологий Фраунгофера в Эрфурте, ФРГ (Fraunhofer Institut für Digitale Medientechnologie, Erfurt).

День Почерка

К тому же молодые люди используют клавиатуру как основной инструмент в свободное время - в школе же ситуация выглядит по-другому.

Профессор Ноттбуш предрекает, что написание текстов с использованием клавиатуры отомрёт, пожалуй, даже быстрее, чем использование для этого традиционных пишущих инструментов. Возможности ввода текста в электронном виде постоянно совершенствуются и расширяются.

Поэтому в скором времени следует ожидать, что появятся специальные программы, позволяющие точно распознавать сказанное вслух и автоматически преобразовывать услышанное в письменный текст.

Поэтому, скорее клавиатура сама отомрёт за ненадобностью, чем она успеет окончательно вытеснить пишущие инструменты.

К тому же, традиционное написание текстов не требует практически никакой технической поддержки, оно издревле и повсюду широко практикуется людьми, при этом «работает» тихо, незаметно и в высоком темпе.

«Поэтому люди никогда не откажутся от пишущих инструментов», - считает профессор Ноттбуш.

Насколько тесно связаны друг с другом выработка правильного почерка у ребёнка и его способности к обучению в целом, наглядно подтверждают исследования взаимосвязей между недостаточным уровнем развития мелкой моторики и «неуспеваемостью», а также недостаточной успеваемостью вполне одаренных (и даже талантливых) учеников начальных классов.

В исследовании утверждается: «Учащиеся с недостаточным уровнем развития мелкой моторики имеют в среднем более низкую степень уверенности в своих собственных способностях.

Уровень концентрации у таких учащихся в процессе усвоения материала также понижен». Авторы исследования делают следующее заключение: «Недостаточный уровень развития мелкой моторики может быть устранён с помощью систематического использования специальных программ, применять которые необходимо уже с детсадовского возраста.

Ведь с педагогической точки зрения было бы трагедией допустить, чтобы недостатки в развитии мелкой моторики именно у одарённых детей, как назло, помешали бы им полностью раскрыть свой потенциал и развить способности в полной мере.

Иными словами, поддержка и развитие традиционных навыков письма могут помочь в решении многих проблем обучения школьников начальных классов.