Школа мелкой моторики

Новые статьи

Влияние почерка на работу мозга

Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.

День Письма от Руки (День Почерка)

23 января отмечается День Письма от Руки (День Почерка) - хороший повод для того, чтобы ещё раз обратить внимание на растущие проблемы, связанные с письмом от руки.

Список статей

День Письма от Руки (День Почерка)

23 января отмечается День Письма от Руки (День Почерка) - хороший повод для того, чтобы ещё раз обратить внимание на растущие проблемы, связанные с письмом от руки.

День Почерка

 

Преподаватели жалуются на низкий уровень школьников при письме от руки.

Значение письма от руки в повседневной жизни человека постоянно принижалось на протяжении последних лет. Очевидно, что и школы тоже столкнулись с огромными трудностями в данной области. "В школе все говорят о том, что у учеников проблемы с почерком существуют уже давно.

Учителя жалуются, что дети не обладают достаточной моторикой (и это сказывается на их внимательности в процессе обучения), родители здесь беспомощны, а сами ученики разочарованы", говорит исследователь моторных функций доктор Кристиан Марквардт (Christian Marquardt), научный советник Института Графомоторики, находящегося в г. Херольдсберг (Германия).

Поэтому Институт Графомоторики в сотрудничестве с Немецким Союзом Учителей инициировал общенациональный опрос учителей и преподавателей с целью получить ответы на следующие вопросы:

Насколько серьезны проблемы с почерком на самом деле? И каковы причины сложившейся ситуации? Опрос-анкетирование проводился с декабря 2014 по март 2015 в режиме онлайн.

При этом вопросы, задаваемые в анкетах для учителей начальной школы, отличались от вопросов в анкетах для преподавателей более старших классов общеобразовательных школ.

В общей сложности в опросе приняли участие более 2000 учителей со всей Германии. Он был уникальным в Германии – впервые было проведено столь масштабное исследование, в котором опрашивались профессионалы-практики с целью дальнейшего развития у учеников навыков письма от руки.

Надо заметить, что результаты опроса отражают ситуацию во многих странах и связаны с развитием электронных средств обучения и коммуникации, сокращением времени на уроки чистописания.

 

Главные результаты опроса:

• Проблема плохого почерка именно у учеников более старших классов общеобразовательных школ проявилась со всей очевидностью. Если среди преподавателей начальных классов 58 процентов опрошенных оценили почерк своих учеников как «очень хороший», «хороший» или как минимум «удовлетворительный», то среди преподавателей более старших классов таких набралось лишь 22 процента.

 

• При этом значительная часть учащихся сама страдает: более половины опрошенных учителей старших классов общеобразовательных школ отметили, что только максимум 38 процентов их учеников могли легко и без каких-либо жалоб продолжать писать в течение 30 минут и более.

 

• Речь идёт также о перспективах получения дальнейшего образования: лишь ничтожное меньшинство среди опрошенных учителей (0,7 процента среди учителей общеобразовательных школ и 1,4 процента среди учителей начальных классов) не видят никакой взаимосвязи между почерком ученика и его успеваемостью.

 

• Наиболее часто учителя начальных классов называли следующие причины такого положения: «Неразвитые навыки мелкой моторики у учащихся» (84 процента), «Слишком незначительные по объему домашние задания» (61 процент), «Всё возрастающая степень использования электронных средств коммуникации» (53 процента).

Учителя старших классов дали следующее объяснение: «Низкий интерес школьников собственно к письму от руки» (69 процентов), «Всё возрастающая степень использования электронных средств коммуникации» (69 процентов) и «Слишком незначительные по объему домашние задания» (65 процентов). Заметим, что при опросе можно было использовать одновременно несколько вариантов ответа.

 

• За последние годы средний уровень навыков мелкой моторики у учеников ухудшился, считают 87 процентов всех опрошенных учителей. По оценке учителей, принявших участие в опросе, уже сейчас проблемы с почерком имеют половина мальчиков (51 процент) и треть девочек (31 процент).

 

• В качестве контрмер три четверти всех опрошенных учителей начальных классов (74 процента) назвали специальные занятия по развитию навыков мелкой моторики при письме от руки, а также необходимость уделять этому больше времени на регулярных занятиях в классе. Среди учителей более старших классов так ответили соответственно 61 процент и 67 процентов опрошенных.

 

• Выработать у учащихся правильный почерк считают «важным» или «очень важным» 98 процентов опрошенных учителей.

 

Насколько актуальна в настоящее время затронутая тема, показывают сообщения из Финляндии, где начиная с 2016 года использование письма от руки должно быть удалено из учебных программ для начальной школы. С этого момента школы в Финляндии должны научить детей писать в основном с помощью компьютерной клавиатуры.

В условиях усиления роли цифровых технологий и современных средств коммуникации в процессе обучения, еще раньше занятия по письму от руки были удалены из учебных программ для начальных школ в США. Специалисты категорически против подобных нововведений.

Они подчёркивают, что прослеживается чёткая тенденция и прямая взаимосвязь между успехами школьников в освоении программы и качеством их почерка. «Те школьники, которые имеют хороший почерк и пишут разборчиво, лучше запоминают написанное и больше сконцентрированы на нём.

Такие ученики лучше понимают предмет, записывают слова преподавателя осознанно и усваивают содержание и смысл написанного быстрее и глубже».

 

Справка* Национальный День Письма от Руки (День Почерка) отмечается ежегодно 23 января. Инициатором этого праздники стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей (WIMA), выбрав эту дату в честь дня рождения американского государственного деятеля Джона Хэнкока (1737 -1793), который первым поставил свою подпись под Декларацией Независимости США. Кстати, его подпись под этим документом особенно заметна благодаря своим большим размерам.

Институт графомоторики в г. Херольдсберг является уникальной организацией в ФРГ. Он занимается исследованиями в области графомоторики (мелкой моторики) и эргономики при письме от руки, сводит воедино исследования различных организаций в этой области, а также объединяет в своей работе разнообразных экспертов, в течение многих лет занимающихся вопросами эффективного обучения письму от руки. Специалисты Института разрабатывают учебные материалы для проведения письменных занятий и предлагают специальные семинары для педагогов.