Влияние почерка на работу мозга
Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.
День Письма от Руки (День Почерка)
23 января отмечается День Письма от Руки (День Почерка) - хороший повод для того, чтобы ещё раз обратить внимание на растущие проблемы, связанные с письмом от руки.
Список статей«Понять, как люди пишут»
Как наилучшим образом научить ребёнка писать?
Этим вопросом как раз и занимается недавно созданный Институт Графомоторики* в г.Херольдсберг, ФРГ.
Д-р Кристиан Марквардт* (Christian Marquardt) является одним из научных консультантов по данному направлению, который в течение уже более 25 лет проводит исследования по этой теме.
Его вывод: обучение школьников письму могло бы проходить гораздо успешнее.
Исследователь графомоторики Д-р Кристиан Марквардт
Ниже мы приводим краткое интервью с учёным.
Вопрос: Какой почерк считается хорошим?
Ответ: Здесь необходимо провести различие между результатом - т.е. тем, что мы в итоге видим написанным на бумаге - и моторными действиями ученика, т.е. двигательными действиями, которые необходимы, чтобы написать этот текст. Согласно существующим в начальной школе учебным планам, целью занятий по чистописанию является выработка у учащихся ровного и легко читаемого почерка. Если бы все учащиеся смогли прийти к такому результату, то проблема была бы решена.
Вопрос: Но на практике это не всегда получается, не так ли?
Ответ: В школе все говорят, что у учеников проблемы с почерком существуют уже давно. Учителя жалуются, что дети не обладают достаточной моторикой (и это сказывается на их внимательности в процессе обучения), родители здесь беспомощны, а сами ученики разочарованы. В результате этого мы имеем у учащихся такой почерк, когда написанное трудно читается, содержит много ошибок, а если школьникам приходится писать помногу - это ещё и причиняет им боль.
Вопрос: Какие меры можно предпринять в данной области - может быть, принять упрощенные стандарты чистописании, как это уже предлагается Союзом преподавателей начальных классов?
Ответ: Обсуждение вопроса о том, как улучшить почерк учащихся, мы проводим уже в течение нескольких десятилетий. В свое время рукописный шрифт «Зюттерлин» был заменён на шрифт «Латинский», а тот, в свою очередь, на «Упрощенный». В федеральных землях Восточной Германии дополнительно используется шрифт «Школьный». Сейчас ведётся дискуссия о внедрении нового, т.н. «Единого», стандартного шрифта чистописания, однако эти реформы не привели пока к решению всех проблем. Почему мы всё время обсуждаем то, каким шрифтом научить школьников писать, а не то, КАК выработать у них правильный почерк? Иными словами, понимаем ли мы вообще, как должен протекать сам процесс письма?
Вопрос: Мы знаем, что Вы провели долгосрочные исследования в начальных классах школы, чтобы лучше изучить и понять этот процесс. Расскажите об этом.
Ответ: В течение четырех лет мы постоянно проводили наблюдения в одной из школ за тем, как происходит изменение почерка учащихся в процессе их общего развития. Для того чтобы лучше понять систематику процесса, мы использовали специальный графический планшет, позволяющий фиксировать все движения руки ученика в процессе написания. Отправной точкой этих наблюдений был общеизвестный факт, что у взрослых людей совершенно другой почерк по сравнению с тем, как их когда-то учили в школе. Почерк взрослого человека выглядит совершенно иначе - он индивидуально оптимизирован. А детей в школе учат не тому, как выработать правильный почерк, а лишь заставляют следовать некоему шаблону того, как должен выглядеть почерк. Свой собственный почерк человек должен выработать сам. Это долгий путь. И трудоёмкий.
Вопрос: На котором многие дети, что называется, «теряются»?
Ответ: Верно. Ведь в школе считается, что чем аккуратнее ребенок «вырисовывает» буквы в первые годы обучения, тем лучше он будет впоследствии писать. Но это предположение неверно. Вряд ли существует такой переход от медленного «рисования» к быстрому «писанию». Например, когда дети учатся бегать, они ведь не начинают с очень медленного, «идеального» вышагивания. Они просто пытаются пробежать - и зачастую тут же падают. Однако вместе со следующими попытками постепенно приходит и навык. Ведь современные исследования мозга доказали, что для выработки у ребёнка двигательных навыков такие «пробы и ошибки» просто необходимы. А при обучении ребёнка письму конечным результатом должен стать хороший почерк, но нельзя только это ставить во главу угла. У детей необходимо развивать весь комплекс графомоторных навыков, а не только хороший почерк.
Вопрос: А как это должно осуществляться на практике?
Ответ: Известно, что для того, чтобы написать букву «О», первокласснику требуется от одной до двух секунд.
При этом буква «О» - не что иное, как своего рода круг, а его первоклассник мог бы гораздо быстрее «нарисовать», если дать ему самому выбрать форму этой буквы - причём так, чтобы эта форма, с одной стороны, была близка к образцу, но, в то же время, была удобна при письме для самого ребёнка.
Поэтому при снятии жестких требований к копированию формы буквы и при более широкой поддержке двигательной активности детей они смогут гораздо быстрее и лучше выработать хороший почерк.
Мы провели экспериментальные исследования, в которых каждый ребёнок должен был выработать свои собственные приёмы письма и при этом не зацикливаться на точном воспроизведении формы букв.
Например, вместо того, чтобы просто написать букву «Н» по образцу в учебнике, ученику предлагалось вообразить, что он рисует лестницу.
В результате скорость письма у детей значительно увеличилась, и за короткое время они сделали большой прогресс в обучении.
*Справка: Институт Графомоторики был создан в 2012 для того, чтобы с помощью научных исследований максимально устранить существующие в настоящее время недостатки при обучении учеников письму и для выработки у них правильного почерка. Институт является независимым и некоммерческим проектом, которому оказывает поддержку компания STABILO, производитель пишущих инструментов.
Д-р Кристиан Марквардт в течение нескольких лет занимается исследованиями моторных основ процесса письма. Он получил докторскую степень на факультете медицинской психологии Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана по теме «Кинематический анализ движения». С 1990 года он является членом рабочей группы клинической нейропсихологии в клинике Мюнхен-Богенхаузена. Вместе со своей командой доктор Марквардт разработал специальную компьютерную программу, анализирующую моторику в процессе письма.
Совместно с представителями Венской Высшей Школы Педагогики д-р Марквардт осуществил пилотный проект в начальных классах ряда школ г. Вены. Как минимум один раз в неделю на письменных уроках специалисты проводили занятия по развитию моторных навыков и обучению правильному письму. В результате после проведения подобных занятий у учащихся контрольных классов наблюдались увеличение скорости записи, более плавный и ровный почерк, а также меньший нажим при письме.